Новости
  • Как открыть пансионат для пожилых людей

    Как открыть пансионат для пожилых людей

    На сегодняшний день огромное количество пожилых людей, страдающих от определенной болезни, нуждаются в ...

  • Металлические лотки для кабеля

    Металлические кабельные коробки – специальная система, произведённая из деталей перфорированной основой и ...

  • Доставка бургеров на дом

    Доставка бургеров на дом Бургер — это практически полноценный обед и ужин, причем в одной тарелке. Хлеб, ...

  • насос СЦЛ 00

    насос СЦЛ 00

    Самовсасывающий насос, произведённый из чугуна – СЦЛ 00. Такое оборудование создано специально для ...

Опрос

Довольны ли Вы нашими услугами?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Мы ВКонтакте

Автозвук

Советы по автозвуку

Нередко говорят, что звук в авто «по определению» хорошо звучать не может и поэтому, мол, достаточно простой магнитолы и пары «колонок». Вряд ли с этим можно согласиться. Специфические особенности акустики салона, безусловно,существуют. Но они не должны быть помехой для нормального стереофонического звуковоспроизведения, способного развернуть перед слушателями панораму и глубину звуковой сцены, передать нюансы исполнительского искусства. При оборудовании автомобиля новой аудиосистемой или расширении возможностей установленной ранее превращать его в концертный зал на колесах, конечно, не стоит. Тем более нет смысла тратить силы и средства, если музыкальные вкусы слушателей ограничены электронной «попсой»: для нее не требуется ни широкий динамический диапазон, ни точная передача нюансов звука. А вот поклонникам традиционных жанров все это очень важно и открывает широчайшее поле для творческой деятельности по обработке автозвука. Однако в любом случае при установке аппаратуры автозвука нужно строго выполнять определенные требования.

Главная проблема при создании автомобильной аудиосистемы, вопреки сложившемуся мнению у некоторых любителей музыки, состоит не в достижении высокой мощности, звука, малых искажений и плоской АЧХ. Основная задача п — получение «высокой» и «широкой» звуковой сцены для слушателей, сидящих впереди. Её решение напрямую связано с местом установки фронтальных излучателей автозвука. Не нужно думать, что пассажирам на задних сидениях придется довольствоваться малым — при правильном размещении громкоговорителей, автозвук будет сбалансирован в пределах всего салона.
При создании высококачественной аудиосистемы (автозвука) могут быть два творческих подхода. Первый из них — «концептуальный»: формулируют требования к системе, выбирают или изготавливают необходимые компоненты, а затем — монтаж и настройка. Это идеальный, нодорогой вариант автозвука, особенно в отношении отделки. При таком подходе результат, как правило, достигается с первой попытки, но это требует единовременного вложения значительных средств и, что самое главное, немалого опыта и даже интуиции. Поскольку универсальных готовых решений на этот счет не существует, такая работа под силу разве что профессиональным установочным студиям автозвука. Достижение идеального звучания требует также немалых трудов. Правда, в крайнем случае можно удовлетвориться сознанием того, что на хорошей аппаратуре получить «плохой звук» бывает крайне сложно…

Второй вариант — любительский, недорогой, но и не самый плохой автозвук. Систему создают в минимальной конфигурации из доступных компонентов, а хорошего результата достигают разумной компоновкой и использованием проверенных решений. Начальная ступень здесь зависит только от финансовых возможностей, а опыт появится в процессе творчества. Потом, по мере возрастания требований и практических навыков, систему автозвука «наращивают» до нужного уровня. Процесс этот растянут во времени, и поэтому результат появится не сразу.Правда, для получения приличного автозвука придется потрудиться.

Выбираем систему Автозвука

Любительская система автозвука на первом этапе развития состоит обычно из «головного» аппарата — магнитолы, ресивера с CD- или MD-проигрывателем — и комплекта динамических головок. Им в настоящей статье уделено особое внимание, но далее, где это не принципиально, под магнитолой будет подразумеваться любой из источников сигнала автозвука.

При любом подходе к формированию системы автозвука нужно прежде всего выбрать источник сигнала и структуру акустической системы (АС). Почему так? В формирование интегрального показателя качества автомобильной аудиосистемы, принимаемого за 100%, вносят свои факторы все ее компоненты: на источник сигнала приходится примерно 15%, на усилитель — 20%, на АС — 30%, на установку (размещение) — 30%, на кабели и дополнительные устройства — 5%. Используя, к примеру, магнитолу со встроенным усилителем автозвука, ее «вклад» возрастает до 20-25%, а АС — уже до 40-45%. Однако эти цифры относятся исключительно к качеству звучания, но не к цене. С ценами картина может быть совершенно иной. Не секрет, что цены на аппаратуру автозвука зачастую определяются популярностью фирмы и модели, а отнюдь не реальными достоинствами товара. К выбору головок нужно подходить в любом случае с максимальным вниманием — «мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи».

Поскольку самостоятельно изменить основные технические характеристики современной магнитолы не представляется возможным (да и вряд ли необходимо, особенно если это не подделка), то к ее выбору также нужно отнестись серьезно. Когда усовершенствование системы автозвука предполагается проводить без замены головного аппарата, он изначально должен иметь возможность подключения усилителя к линейному выходу. Если в последующем планируется дополнить систему CD/MD-чейнджером, желательно выбрать такую модель, в которой предусмотрено управление этим устройством, поскольку выбор моделей чейнджеров с собственным контроллером ограничен.

При выборе аппаратуры для автозвука непременно обращают внимание на ее электрические характеристики. Тем не менее субъективное восприятие качества (естественности) звучания нельзя определить с помощью физических величин, и только прослушивание может дать представление о том, насколько точно передается объем и пространственное расположение инструментов в музыкальной картине. Желательно, чтобы оно было сравнительным (с другими системами автозвука) и происходило утром, пока слуховые ощущения еще не притупились. Лучше всего сравнивать звучание акустических инструментов при звуковоспроизведении, например, с компакт-диска, со звучанием тех же инструментов, «записанных» в слуховой памяти.

Неискаженная выходная мощность современных магнитол обычно не превышает 10-12 Вт на канал, даже если в инструкции указываются мощности в несколько раз больше. Приводимое же значение максимальной мощности характеризует динамические свойства усилителя и его способность воспроизводить импульсные сигналы, нежели реальную громкость. Кстати, реальная разница в звучании между усилителями мощностью 4х30 и 4х40 Вт практически не ощутима. Поэтому при выборе динамических головок для работы в комплекте с магнитолой основной параметр, на который необходимо обращать внимание, — уровень характеристической чувствительности (или просто чувствительность). Чем он больше, тем меньшая мощность требуется для получения нужной громкости в системе автозвука. Типичные значения для автомобильных громкоговорителей — 88…91 дБ/Вт*м. Что касается головок зарубежного производства, то важно знать, при каких условиях производились измерения их параметров.

Необходимо учитывать и тот факт, что компоненты электроакустической аппаратуры автозвука, каждый по своему, окрашивают сигнал. Поскольку взаимное влияние и согласование аппаратурыавтозвука изучены с точки зрения психоакустики пока не полностью, даже при выполнении всех требований стандартов (кстати, достаточно расплывчатых) лучше послушать выбранные компоненты «в связке». Нужно также помнить, что звучание аппаратуры на стенде в магазине и в салоне автомобиля может заметно отличаться. Почему же это происходит?

Немного теории об автозвуке
Пространство автомобильного салона акустически не приспособлено для высококачественного звуковоспроизведения — объем салона чрезвычайно мал. Из этого обстоятельства следует несколько очевидных выводов:

1. Практически невозможно соблюсти основное условие для обеспечения стереофонического звучания автозвука — взаимное расположение слушателей и громкоговорителей системы автозвука по вершинам равностороннего треугольника. Помимо разницы в интенсивности звучания возникает временной сдвиг между сигналами левого и правого каналов автозвука, что приводит к смещению кажущихся источников звука (КИЗ) относительно их истинного положения. Особенно заметен этот эффект для сигналов средних частот.

2. Трудно обеспечить необходимое удаление слушателя от громкоговорителей. А при работе в ближней зоне излучения громкоговоритель уже нельзя рассматривать как точечный источник звука, что приводит к специфическим интерференционным искажениям на средних частотах (на ВЧ этот эффект ослаблен из-за малого размера излучателей).

3. Благодаря малому объему салона на низких частотах возникает достаточно однородное звуковое поле (это справедливо с небольшой оговоркой, суть которой разъясняется ниже). Однако наличие в салоне неравномерно расположенных поглощающих и отражающих поверхностей (стекла, обивка, пассажиры) не позволяет уверенно прогнозировать его акустические свойства на средних и высоких частотах. К тому же эти поверхности обеспечивают различную степень отражения и поглощения в пределах частотного диапазона — мягкие сидения и обивка дверей эффективно поглощают низко- и среднечастотные колебания, а высокочастотные звуки прекрасно отражаются от стекла. Вследствие указанного АЧХ салона на средних и высших частотах имеет неравномерность, порой значительную, а характер неравномерности зависит от выбора точки замера автозвука.

Кроме этого, есть еще два аспекта, не столь очевидных, но связанных с малым объемом салона и его геометрией: локальные неравномерности в АЧХ, вызванные резонансными явлениями, и подъем АЧХ на низших частотах. Указанные факторы в совокупности и формируют передаточную характеристику салона и автозвук.
Так, из-за наличия в салоне относительно параллельных поверхностей (боковые стенки, пол и потолок) создаются условия для возникновения стоячих волн. Практическое значение имеют только колебания на субгармониках и основной частоте, интенсивность остальных составляющих весьма мала. Реально из-за наличия препятствий в виде сидений и пассажиров большинство резонансов подавляется, а явно выражен только поперечный. Он проявляется на тех частотах, где ширина салона соответствует половине длины волны (для большинства легковых автомобилей — 120…150 Гц). На слух это проявляется в виде неприятного гула и «бубнения». В первом приближении можно считать, что частота поперечного резонанса автозвука равна F,=Vs/2W, где Vs= 340 м/с — скорость звука; W — ширина салона. Вредное влияние резонанса может быть снижено за счет применения мягкой облицовки дверей, но полностью подавить его возможно только путем коррекции АЧХ тракта. Так, в автомобиле автора (ВАЗ-2107) замена штатных гладких облицовок на мягкие велюровые уменьшила «горб» на АЧХ с 8 до 6 дБ, а частота резонанса за счет снижения добротности колебательной системы снизилась со 140 до 130 Гц. Подъем АЧХ на низших частотах имеет аналогичное объяснение. Для сигналов тех частот, длина волны которых соизмерима с максимальным размером салона (как правило, его длиной), салон представляет собой эквивалент акустического ФНЧ второго порядка, АЧХ которого ниже частоты среза имеет подъем с крутизной около 12 дБ на октаву. В первом приближении (без учета поглощения в салоне и конечной жесткости панелей кузова) можно считать, что частота среза равна Рс=Vs/2Lnia (здесь Lmax — максимальный размер салона). На этой частоте подъем достигает 3 дБ.

Авто громкоговорители обычно не отличаются высокой чувствительностью, но обладают хорошими частотными характеристиками автозвука, широкой диаграммой направленности и сбалансированным звучанием. Учитывая, что возможности широкополосных и коаксиальных головок все же ограничены, наилучших результатов можно достичь только в случае применения многополосной рассредоточенной фронтальной АС автозвука. Важно также правильно определить, в каких местах салона автомобиля нужно разместить полосовые излучатели, чтобы они работали с максимальной эффективностью. Наибольшее распространение сегодня получили двухполосные фронтальные АС, но в высококачественных системах автозвука они постепенно вытесняются трехполосными.

Для получения высокой звуковой сцены в авто — проще всего разместить излучатели как можно выше. Приборная доска позволяет это осуществить, но штатные посадочные места для установки головок обычно ограничены размером 10…13 см. Малогабаритными головками без соответствующего акустического оформления здесь трудно добиться эффективного воспроизведения низших частот. Но установка в этом месте среднечастотных головок тоже имеет серьезные недостатки. Основной из них — привязка звука к одной стороне салона из-за недопустимо большой разности хода звуковой волны от левого и правого излучателей. Дело в том, что из всех авто отечественного производства только в «Москвиче-2141» можно по назначению использовать штатные места, отведенные для громкоговорителей. Нужно заметить, что и это решение нельзя признать самым удачным. Не случайно конструкторы вынуждены искать другие места для установки автозвука.

Традиционно низкочастотные, широкополосные или коаксиальные громкоговорители размещают в передних дверях автомобиля. Их относительно большая внутренняя полость способствует эффективному воспроизведению низких частот практически готовым акустическим оформлением. Обычно в фонограммах звуковые сигналы левого и правого каналов в этом диапазоне частот синфазны и имеют практически одинаковую интенсивность. Поэтому от головок, установленных на плоскость облицовки двери, фронт волны на частотах 100…150 Гц достигает противоположной головки с частичной компенсацией отражения. Чтобы это явление проявлялось в меньшей степени, головки должны быть развернуты вверх в середину потолка над передними сиденьями. Наиболее рационален такой вариант при использовании двухполосной фронтальной АС с относительно высокой частотой раздела (5…7 кГц).

Эффект такой компенсации в значительной степени зависит от места установки низкочастотных излучателей в дверях и конструктивных особенностей салона. К примеру, высокий тоннель и протяженная консоль приборной панели ( «борода») несколько ослабляют этот эффект, и тогда установка головок «на плоскость» вполне допустима. Наиболее рационален такой вариант в двухполосной системе автозвука при области раздела полос 1…1.5 кГц. Диаграмма направленности излучения головок в этой полосе частот достаточно широка, однако в двухполосных системах автозвука с низкой частотой раздела необходимо использовать ВЧ головки повышенной мощности с пониженной частотой собственного резонанса. Кроме того, для эффективного снижения излучения частот, близких к резонансной, необходимо использовать ФВЧ высокого порядка либо специальные корректирующие цепи.

Для установки головок в двери нередко требуется изготовить специальные панели автозвука (подиумы) или кольцевые накладки, увеличивающие фактическую глубину отсека. Кроме того, необходимо принять меры по демпфированию вибраций панелей и механизмов двери. Установка НЧ головок в корпусах под передними сиденьями с излучением вперед-вверх исключает эффект компенсации и уменьшает временную задержку, снижая эффект «привязки» кажущегося источника звучания к одной стороне салона автозвука. За счет некоторой концентрации низких частот в передней части салона возрастает звуковое давление в области 200…400 Гц. Вместе с тем полоса излучения в этом случае ограничивается сверху частотой около 2…3 кГц. Поэтому такое размещение излучателей требует или применения низкой частоты раздела полос, или перехода к трехполосной АС.

Установка головок в кикпанелях с ориентацией их оси излучения вверх — к центру салона сводит к минимуму разность хода сигнала от левого и правого излучателей автозвука, что практически исключает эффект привязки. Вопреки ожиданию, сцена автозвука не опускается, а наоборот, поднимается на уровень лобового стекла. К сожалению, в большинстве случаев достойноеоформление автозвука организовать непросто: максимально возможный объем корпусов не превышает, как правило, двух-трех литров. Поэтому такой вариант применим главным образом к среднечастотным головкам трехполосных АС. Поскольку на частотах выше 1 кГц диаграмма направленности излучателей достаточно индивидуальна, однозначных рекомендаций по ориентации головок на кикпанелях нет — все зависит от конкретных условий. Здесь необходим эксперимент.

Другой, не менее интересный вариант размещения СЧ-излучателей, использовал в своей установке С. Клевцов. Купольные головки Масгот установлены у него на поперечной балке под передними сиденьями «Святогора» и ориентированы в сторону лобового стекла. Такое решение уменьшает относительную разность хода звуковой волны от левого и правого излучателей, что позволяет практически исключить эффект привязки звучания к одной стороне салона.

Для предварительной оценки выбранного места установки автозвука и выбора ориентации НЧ и СЧ излучателей удобно использовать широкополосные головки мощностью 3…5 Вт, смонтированные на небольших отражательных панелях. Их подключают к магнитоле через простейший ФВЧ (неполярный оксидный конденсатор емкостью 100 мкф или два полярных по 220 мкф, включенных встречно-параллельно) и подбирают расположение и ориентацию, добиваясь необходимой ширины и высоты сцены автозвука. При изготовлении корпусов для СЧ излучателей ориентацию полезно уточнить применительно к конкретным головкам с учетом особенностей их звучания.

Высокочастотные головки при любом варианте построения фронтальной АС устанавливают на передние стойки, на верхний передний угол двери или панель приборов автозвука. В первом и втором случаях используется как прямой, так и отраженный от стекла сигнал, в случаях установки на стойки используется исключительно отраженное и рассеянное от лобового стекла излучение автозвука. Известен также вариант установки ВЧ излучателей вблизи зеркала заднего вида (используется отраженный от стекла сигнал). При выборе места для ВЧ головок необходимо иметь в виду, что при низкой частоте раздела их излучение оказывает непосредственное воздействие на формирование звуковой сцены и ориентация требует тщательной настройки, при частоте раздела выше 5…6 кГц влияние ориентации будет снижено. В любом случае при их установке необходимо предусмотреть возможность подстройки ориентации при окончательной настройке системы автозвука. В комплекте большинства автомобильных «пищалок» есть необходимые для этого установочные детали автозвука.

Решать вопросы, связанные с применением сабвуфера и тыловых излучателей автозвука, следует только после настройки фронтальной АС. Формирование звукового образа без тылового канала будет неполным,поэтому пренебрегать ей не стоит. Основное ее назначение — создание «эффекта зала» за счет имитации отраженного звука авто. Спектр сигнала тылового канала для этого должен быть ограничен полосой частот примерно 500…2500 Гц, в соответствии со спектром диффузного звука авто, а уровень сигнала должен быть невелик.

Использование тылового канала позволяет замаскировать некоторые недостатки в звучании фронтальной АС. Наиболее впечатляющие результаты получаются при использовании в тыловом канале разностного сигнала. Для реализации этого метода в простейшем случае можно использовать встречно-последовательное включение двух тыловых головок между выходами усилителей левого и правого каналов через полосовой LC-фильтр (схема Хаффлера).. Там же изложены основные предпосылки для дальнейшего совершенствования метода. Полноценное воспроизведение низших частот требует акустического оформления значительного размера, поэтому практически во всех мобильных установках частотный диапазон основных каналов ограничен снизу частотой 70… 120 Гц. Для излучения более низких частот приходится применять сабвуфер.

Поскольку на самых низких частотах излучение ненаправленное, выбор места установки сабвуфера — вопрос компоновки системы автозвука. Чаще всего его устанавливают в багажнике, хотя неоправданное расширение полосы частот вверх это может сопровождаться эффектом «задержки» баса. В авто особо остро ощущается проблема снижения шума. Даже в грамотно сконструированном с акустической точки зрения кузове при движении возникают колебания как от вибрации двигателя и трансмиссии, так и от вибрации колес на дороге. На самых низких частотах сказывается малая жесткость кузова, что вызывает вибрации панелей и крыши. Основная мощность шумов при этом сосредоточена в области между самыми низкими частотами и нижней границей средних частот. В движении шум хотя и «организован», но при постоянной скорости достаточно однороден и благодаря избирательным свойствам слуха от него можно отстроиться. За исключением последствий толчков и ударов, вызванных плачевным состоянием дорог, остальные составляющие шума можно значительно ослабить с помощью грамотно выполненной шумоизоляции салона (свист ветра и гул покрышек не рассматриваем — на такой скорости уже не до музыки).